О НАС

ДИЗАЙН

ДЕКОР

РЕМОНТ

ПРОЕКТЫ

МЫ

УСЛУГИ

ЦЕНЫ

КОНТАКТЫ

ArtDuet-ДИЗАЙН

ArtDuet-РЕМОНТ

ArtDuet-СЦЕНОГРАФИЯ

ArtDuet-ТОРЖЕСТВО

НАШИ КЛИЕНТЫ

ДИЗАЙН-ПРОЕКТ

ДЕКОРИРОВАНИЕ

АВТОРСКИЙ КОНТРОЛЬ

АРХИТЕКТУРА

КАК РАБОТАЕМ

СТИЛИ В ДИЗАЙНЕ

ДЕКОРАЦИИ В ИНТЕРЬЕРЕ

INVISIBL DESIGN

ЖИВОПИСЬ, РОСПИСЬ

ДИЗАЙН МЕБЕЛИ

ЛАНДШАФТ ФЛОРА

ПОЛИГРАФИЯ

РЕМОНТ

ПЕРЕПЛАНИРОВКА

СОГЛАСОВАНИЯ

ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО

ЗАКУПКИ

КОМПЛЕКТАЦИЯ

КОНСУЛЬТАЦИИ

КВАРТИРЫ

ОФИСЫ

ВИТРИНЫ

АРХИТЕКТУРА

МЕБЕЛЬ

ДЕКОРАЦИИ

ЛАНДШАФТ

ЖИВОПИСЬ

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ

О дизайне

1. Стили и направления в дизайне, архитектуре, ландшафте.

 

2. Особенности восприятия интерьера.

 

3. О дизайне. Очерки по теории и практике дизайна на западе.

 

4. Фэн-Шуй в вашем доме

 

5. Цвет в интерьере

 

О новых материалах

1.Синтетический лед для катков и не только.

Проектирование "под ключ"

 

 

 

 

 

Стили и направления в дизайне, архитектуре, ландшафте.

 

1. Традиционное деление на стили

2. Стили по эпохам

3. Стили по странам (национальные)

4. Современные стили от А до Я

5. Стили загородных домов

6. Стили в ландшафтном дизайне

 

2. Стили по эпохам

 

маркированный список

ЭПОХА ТЮДОРОВ И ЯКОВА  1485-1625

маркированный список

ЭПОХА ИЗЯЩНЫХ ИСКУССТВ В АМЕРИКЕ  1870—1920

маркированный список

ЭДВАРДИАНСКИИ ПЕРИОД 1901—1914

маркированный список

ЭПОХА ИСКУССТВ И РЕМЕСЕЛ  1860 -1925

маркированный список

СОВРЕМЕННАЯ ЭПОХА  С 1975

ЭПОХА ТЮДОРОВ И ЯКОВА  

1485-1625

Период Тюдоров и Якова можно рассматривать как поворотный момент в британской жилой архитектуре. Модные здания постепенно отходили от стилей и вкусов средневековых зданий к более сложным структурам с классическим декором.

После войн Алой и Белой розы (1455-85 гг.) приход к власти династии Тюдоров ознаменовал начало эры сильной власти, политической стабильности и процветания, а также новой эпохи строительства и перестроек. Не только первый и второй представители династии Тюдоров, Генрих VII и Генрих VIII строили многочисленные здания, но также и их подданные. Богатые и менее богатые строили заново, перестраивали и расширяли свои дома. Фахверковые здания реконструировались или перестраивались в камне или кирпиче, качество новых домов и их количество возросло.

Сооружение прочных домов и их большое количество дает возможность делать обобщения. С начала 16-го века впервые стало возможно с точностью описать историю английского интерьера. Однако затем на протяжении 400-500 лет происходили изменения таких важных элементов, как декор пола и стен, которые менялись согласно новым тенденциям. В домах 18-19-го вв. часто можно увидеть оригинальные стены, потолки и полы, тогда как в домах 16-го и 17-го вв. они встречаются намного реже. Сложность заключается в том, что некоторые элементы британского интерьера едва ли менялись с 17-го до 19-го века. Очень трудно, например, точно датировать железные изделия, так как их внешний вид, принявший однажды какую-то форму, не менялся сотни лет.

Там, где оригинальные элементы данного периода сохранились без изменений, это объясняется или их исключительным качеством, или какой-нибудь причудой строительства. Первоначальные полы иногда обнаруживают в месте, где на старые половицы были уложены новые. Сохранившийся декор стен может быть найден под более поздней деревянной обшивкой панелями, драпировкой или слоями краски. Таким образом, наши знания о раннем интерьере жилища расширяются благодаря обрывкам сведений, дошедших до нас.

Так некоторые общественные процессы помогают нам понять интерьеры эпохи Тюдоров и Якова, Новые дома этого времени несомненно стали более удобными, чем их средневековые предшественники. Центральный домашний очаг, который был единственным источником тепла в комнате в средневековом доме, к концу периода был заменен камином в стене в домах почта любых размеров. Изменения в конструкциях и декорировании интерьера были радикальными. Отказ от центрального очага означал, что больше не было потребности в одноэтажных домах с отверстиями в крыше; появились вторые этажи, и так как потолки больше не были темными от копоти, их можно было украшать. Возможно, важнее было то, что особое внимание стали уделять украшению пристенных каминов. С периода Тюдоров до середины 20 в. камины были доминирующим элементом в стиле комнаты.

Другой процесс, который был важным толчком для развития интерьера, это увеличение использования стекла.

В конце периода стекло стало привычным не только в домах большего размера, но стало применяться и в меньших зданиях. Это повлияло на число, размер и внешний вид окон. Кроме того, большие окна и окна без ставней теперь впускали больше света, и появился стимул для резного или живописного декора внутри комнаты.

Более фундаментальным нововведением была специализация комнат в доме. В средневековье даже король обычно жил в одной большой комнате, где он ел, спал и руководил государством. В начале 16-го столетия сначала в королевских дворцах, затем в дворцах придворных и наконец в домах дворянства стали появляться специализированные комнаты. Обычными стали отдельные столовые, гостиные, спальни, туалеты и даже библиотеки и кабинеты. У каждой из этих комнат были свои функциональные особенности и требования и иногда специальный декор. Например, матерчатые драпировки были неприемлемы для комнат, где люди ели, поскольку они сохраняют запах пищи, а штукатурка, как считали в то время, была более подходящим материалом.

Другим фактором, который повлиял на интерьер, были региональные варианты. Строительные материалы, как правило, тяжелы и объемны, и их транспортировка стоила дорого до того времени, когда были построены эффективные дороги или проложены рельсы. Таким образом, стиль и форма зданий стали различаться по всей стране. Тремя основными строительными материалами были: дерево, кирпич и камень. Полностью деревянные здания можно найти только в областях, где не было много камня или специальной земли для изготовления кирпичей, например, в Уэст-Мидлендсе. Камень был почта универсальным материалом в большом известняковом поясе, который простирается поперек Англии от Бата до Линкольна, и он был стандартным строительным материалом повсюду в Шотландии и в Уэльсе. Долина Темзы и Восточная Англия обладали подходящей кирпичной глиной. Различные строительные материалы создавали разные архитектурные эффекты. Хотя некоторые формы, особенно окна и двери, могли быть воспроизведены в кирпиче, камне или дереве, на другие элементы декора сильно влиял материал, из которого они были выполнены. В каменных зданиях обычно было меньше декора, чем, например, в деревянных домах, поскольку камень было труднее и дороже обрабатывать. Области с хорошим строительным камнем, например Кот-сволдз (Cotswolds) или Нортхемптоншир, обычно имеют дома с более скромным декором, чем, например, фахверковые дома Ланкашира или Чешира. Кирпич стал все больше использоваться в областях, где не было камня, пригодного для строительства. Он различался, как и камень, по качеству и цвету: много зависело от глины, из которой он был выработан, и от производителя. Кирпич имел свои ограничения и преимущества: его можно было обтесывать (полировать), но чаще отдельные кирпичи выкладывали узорами, имевшими местные особенности.

Другой переменной, влиявшей на стиль, было местоположение здания, а именно, где оно находилось. Быстрый рост населения привел к периоду строительства городов настолько быстрому, что в 1580 г. королевским указом было запрещено возведение зданий в пределах трех миль от ворот города Лондона. Первые представители династии Стюартов, Яков 1 и Карл I, наложили дальнейшие ограничения на строительство в Лондоне. Это означало, что здания, строившиеся в центре столицы (и других городах, подражающих ей), были в основном высокими и узкими и имели внешний декор, такой как резьба по дереву или орнаментальная штукатурка, сконцентрированный на перегруженных фасадах.
В сельской местности, где земля была менее дорогой, здания могли строится в любом направлении, и художественное оформление фасада могло быть более свободным.

В течение большей части этого периода основное влияние оказывали Нидерланды и Германия, но позже в 1б-м столетии стало чувствоваться влияние Италии, которое проникало через северные европейские страны. Этот процесс вел к постепенному заимствованию классических мотивов и классических ордеров - то есть системы орнамента, унаследованной от древней Греции и Рима, основанной на дорическом, ионическом, коринфском, тосканском и композитном стилях колонн и антаблемента. Желание клиентов применять новшества было менее сильным, чем энтузиазм мастеров, которые пропагандировали их. Начиная приблизительно с 1560 года поток книг и гравюр стал поступать в Англию из Антверпена, расширяя словарь декоративных средств ремесленников. Когда герцог Альба начал подвергать гонениям протестантов в Нидерландах в конце 1560-х годов, поток печатного материала был увеличен мастерами и художниками, бежавшими в Англию, чтобы избежать опасности.

Одним из наиболее важных художественных средств, привезенных из Антверпена в этот период, стал переплетающийся орнамент - главная форма внутреннего художественного оформления на потолках, каминах и изделиях из дерева. Многие из новейших декоративных методов, включая переплетающийся орнамент, были сначала приняты при дворе или в придворных кругах, но скорость, с которой идеи распространялись по социальной лестнице, была очень быстрой. Это привело к непониманию декоративных мотивов простыми ремесленниками.

Воображение местных ремесленников играло центральную роль в стиле жилых зданий. Некоторые особенности были универсальны - форма дверей, наличники окон, общий внешний вид камина, влияние Итальянского Ренессанса - но конечный продукт был бесконечно разнообразен. Благодаря региональным вариантам использования строительных материалов, период 1485-1625 гг., был, по-видимому, одним из периодов со значительной стилистической свободой. Это очевидно при сравнении с эпохой барокко, которая видела введение правил классической архитектуры и становление массового производства.

вверх

ЭПОХА ИЗЯЩНЫХ ИСКУССТВ В АМЕРИКЕ

 1870—1920

В США течение под названием «изящные искусства» получило наибольшее распространение в период с 1876 по 1930 годы. Оно состояло из множества архитектурных стилей, сложившихся в ходе истории.

В период после Гражданской войны национальная экономика росла быстрыми темпами и уже в последней четверти 19 века могла конкурировать с европейской. Политические и финансовые лидеры, добивавшиеся более высокого положения страны в мире, заказывали общественные здания, демонстрирующие мощь американского государства. С другой стороны, в это время сколачивалось много частных состояний, и согни разбогатевших горожан строили роскошные городские дома и загородные особняки, в которых использовались элементы исторических европейских стилей. Красивые новые особняки вызывали ассоциации с французскими замками, итальянскими палаццо и елизаветинскими поместьями. Их владельцы, возможно, считали себя современными эквивалентами князей эпохи Ренессанса.

Чтобы удовлетворить потребность в роскошной домашней архитектуре, прежде всего необходимо было обеспечить достаточное количество молодых архитекторов с академическим образованием. Архитекторы стали главными авторитетами в вопросах стиля.. Архитектура стала рассматриваться как профессия лишь в 19 веке, самой престижной архитектурной школой считалась Школа Изящных Искусств в Париже Первым американцем, окончившим полный пятилетний курс Школы, стал Ричард Моррис Хант (1827-1895). После окончания школы он совершил путешествие по Европе и Египту, немного поработал в Париже и в 1855 году вернулся в США Многие другие американцы, окончив Школу, следовали его примеру. Недавно основанные в США архитектурные школы переняли опыт Школы Изящных Искусств, часто набирая преподавателей из её выпускников. Таким образом, американский дизайн подпадал под влияние Парижа.

В течение 19 века преподаватели Школы обращали особое внимание на важность тщательного проектирования этажей. Расположение окон и флигелей часто было симметричным, в соответствии с планом здания. Школа призывала к использованию современных технологий, и архитекторы периода изящных искусств сочетали функциональность современных зданий и использование элементов исторических стилей. В проектируемых домах архитекторы предусматривали сложные системы электроснабжения, лифты, механические средства связи, а также самое современное оборудование для ванных комнат и кухонь. Точно так же, как внешние фасады дома, они украшали интерьеры элементами исторических стилей: лавровые листья переплетались в углах медных выключателей, отлитых из металла дельфинов размещали в нижней части плит и ванн. Зачастую и внешнюю, и внутреннюю отделку выдерживали в одном стиле.

Архитекторы того времени часто использовали произведения других видов искусства: например, изысканные окна и ширмы с цветными стёклами и витражами от Джона Ла-фарга (1835-19Ю) и Луи Комфорта Тиффани (1848-1933), а также скульптуры для облицовки каминов, фронтонов, парадной двери от Огюста Сент-Гауденса (1848-1907) и Карла Биттера (1867-1915). Краснодеревщики, такие как Густав и Кристиан Хертеры (1830-1898,1840-1883), также работали в паре с архитекторами, создавая великолепную мебель, соответствующую отделке интерьера. Планировка парков, похоже, отражала симметричность планов зданий. В целом, дизайн периода изящных искусств делал акцент на единстве, в противоположность контрастным сочетаниям узоров, материалов и стилей, приветствовавшимся викторианской эстетикой.

Архитекторы, как правило, специализировались по одно-му-двум стилям. Ричард Моррис Хант стал основоположником направления, спроектировав для Вандербильтов и других миллионеров ряд особняков из известняка, моделью для которых послужили французские замки эпохи Ренессанса. Он популяризовал «главный французский» стиль, характерными чертами которого являются островерхие шиферные крыши с искусно отделанными коньками, ряды слуховых окон, декорированных готическим орнаментом в виде листьев и завершающими украшениями, квадратные башни, башенки, высокие печные трубы, балюстрады с пышной резьбой, горгульи и массивные арочные парадные двери. Внутри часто можно было увидеть сводчатые банкетные залы, увешанные гобеленами, с огромными каменными каминами с вытяжкой.

Другой вариант стиля французского Ренессанса предложили компаньоны Джон М. Каррере (1858-1911) и Томас Гастингс (1860-1929), выбиравшие в качестве прототипов работы архитекторов 17 и 18 веков, таких как Жак-Анж Габриэль и Клод Перрол. Дома в этом стиле имели крыши с небольшим гребнем, обнесённые балюстрадой, огромные пилястры, арочные окна и двери, а также рустованные фундаменты. Характерно большое разнообразие украшений из резного известняка. Завитки, кронштейны, фасции, гирлянды и кар-туши обрамляли окна и двери. Фирма также проектировала дома во французском провинциальном стиле, который отличался островерхими крышами, усеянными маленькими слуховыми окнами, и кирпичными стенами, оживлёнными внешними углами из известняка.

Фирма Уильяма А. Делано (1874-1960) и Честера X. Элдри-ча (1871-1940) специализировалась на стиле георгианского возрождения и английском возрождённом стиле периода Регентства. Фасады и городских, и сельских домов отличались широкими стенами из красного кирпича с подчёркнуто симметричным расположением деревянных подъёмных окон с чёрными или тёмно-зелёными ставнями. Тонкие полосы белого мрамора обрамляли подоконники и дверные косяки. В интерьерах сочетались круглые и овальные формы, плоские купола, ниши и декоративные арки, напоминающие творения английских архитекторов, таких как Джон Соун и Генри Голланд.
Эдисон Мизнер (1872-1933), работавший преимущественно в Палм-Бич и Южной Флориде, проектировал экзотические зимние дома в стиле испанского или средиземноморского возрождения. Их отличительными чертами были стены, покрытые стукко, черепичные крыши, лоджии, открытые задние дворы и элегантные металлические изделия.

Варианты домов в английском стиле готического возрождения были широко распространены после 1900 года. Стиль , который американцы окрестили стилем Тюдоров, фактически включал элементы стиля архитектуры периода правления английских Тюдоров, Елизаветы и Якова I. Это и огромные каменные особняки в стиле эпохи правления Якова I, и фахверковые сельские домики. Большинство домов были асимметричны в плане, имели много щипцов, окна со средником и высокие печные трубы. Внутренняя отделка была выдержана в позднем готическом стиле и включала резные дубовые панели, дубовые лестничные балясины с изысканной отделкой, металлические бра и люстры. Упрощённый стиль Тюдоров был популярен в пригородах.

Из всех исторических стилей самым распространённым был стиль американского колониального возрождения, который частично обязан своей популярности столетию американской революции 1776 года. Не позднее 1874 года архитекторы Чарльз Ф. Макким (1847-1909) и Стэнфорд Уайт (1853-1906) начали добавлять к проектам домов в гонтовом стиле колониальные детали (портики и венецианские окна). Но первый дом, полностью выдержанный в стиле колониального возрождения, был построен лишь в 80-х годах 19 века. Постепенно архитекторы становились более смелыми и исторически более точными в использовании элементов колониального и федерального стилей. Позже в различных районах страны придерживались испанского колониального или южного колониального стилей. И сейчас возводится большое число домов в этом стиле.

Хотя архитекторы работали с возрождёнными стилями, они не занимались воссозданием исторических зданий. Вместо этого они использовали исторические элементы для украшения домов, построенных с использованием новейших технологий, с просторными коммунальными помещениями и современной планировкой этажей. Хотя эти дома имели исторические детали, они были спроектированы в первую очередь с точки зрения комфорта.

 вверх

ЭДВАРДИАНСКИИ ПЕРИОД

 1901—1914

Новый век и новое царствование: для историка архитектуры такая периодизация очень удобна. Однако ценности и традиции периода царствования королевы Виктории не исчезли с ее смертью в 1901 году, а продолжали существовать во время Эдуарда VII с небольшими вариациями вплоть до Первой мировой войны.

Подобно тому как правление Виктории видело эволюцию железных дорог, время Эдуарда VII было временем развития моторных транспортных средств. Сначала машина с двигателем была новинкой для наиболее состоятельных граждан, но постепенно для нее нашлось место в каретном сарае, и конюшни стали ненужными.

Вплоть до конца 19-го века лондонцы и жители других городов Англии предпочитали жить в односемейных домах, какими бы высокими и узкими они не были, тогда как в Париже и других городах на континенте многоквартирные дома были обычным явлением уже долгие годы. В правление Эдуарда VII многоквартирные дома появились и в Лондоне в большом количестве. Возможно, стимулом для этого было изобретение электрических лифтов. Усовершенствование водопровода и канализации также сыграло свою роль, в квартирах теперь могло быть центральное отопление и 24-часовое снабжение горячей водой, а также соединение с канализационной системой.
Вскоре стало ясно, что квартиры обеспечивают удобный, надежный и экономный стиль жизни. Многие богатые семьи Англии имели вторые дома за городом и проводили время в путешествиях по разным странам. Было намного удобнее, уезжая, временно закрыть квартиру, чем дом. Всегда был привратник, который мог получать указания. Лучшие дома включали отдельные квартиры с общими гостиными и столовыми, как в больших отелях. Подобные «холостяцкие» квартиры были очень востребованы.

В центре Лондона был резкий подъем строительной активности, который совпал с окончанием многих договоров об аренде, заключенных в георгианский период. Большая часть владения герцога Вестминстерского в Мейфэр 1 была перестроена, как и земли в Портмене и Портленде в районе Марилебона 2 (Marylebone).

К 1900 г. битва стилей более или менее закончилась, и эклектизм был в основном признан. Роскошь и комфорт стали приоритетами, а не главенство одного или другого стиля. Предпочтительным методом в жилищном строительстве в городах был испорченный барокко - нечто среднее между стилями «голландским» и «королевы Анны» с красным кирпичом и белой каменной облицовкой. Модными также были французские стили «Людовиков» (XIV, XV и XVI), особенно в интерьерах квартир, где подражали парижским образцам. Эту тенденцию поддерживал Огден Кодмен (Ogden Codman) и Эдит Уортон (Edith Wharton), два влиятельных писателя, которые выразили свои франкофильские взгляды в книге «Декор в домах» ("The Decoration of House"), опубликованной в Англии и Соединенных Штатах Америки в 1898 г.
В провинции подражание элементам периода Тюдоров оставалось популярным. Народные традиции обеспечивали богатый выбор. Другие мощные течения тоже проникли в основное направление проектирования. Влияние Арт Ну-во, японского стиля и движения Искусств и ремесел можно увидеть в ослабленной коммерческой форме.

В 1911 г. Эрнст Уиллмотт (Ernest Willmott), в книге « Дизайн английского дома» ("English House Design") утверждал, что лучшие работы в жилищной архитектуре были сделаны в предшествующем десятилетии. Он основывал свои главные принципы проектирования домов на нескольких задачах: пропорции, масштаб, ритм, цвет, гармония и текстура. Самые лучшие дома периода Эдуарда VII превосходны во всех этих отношениях Другим автором, пишущим об архитектуре и вкусах этого периода, был Уолтер Шоу Сперроу (Walter Shaw Sparrow), который в книге «Наши дома и как их улучшить» ("Our Homes and How to Make the Best of Them") говорил, что архитекторы должны иметь три наиболее важных цели:

1 Со здравым смыслом и сознательно свободно обращаться с лучшими традициями, как готическими, так и классическими.

2 Отказаться от запутанного планирования, которое с 16-го до 18-го веков постепенно разделило пространство дома на такое множество комнат, что они создали дорогостоящий дискомфорт.

3 Достичь сдержанности и экономичности без потери основного комфорта и уединенности».

Средний, скромных размеров эдвардианский дом планировался таким образом, который отражал социальные задачи того времени. Если дом был достаточно большой для предоставления места прислуге, то им отводилось место для жилья позади кухни или наверху на чердаке. Комнаты, предназначенные для семьи, могли состоять из гостиной, в которой принимали гостей, и столовой (часто отделанной дубовыми панелями), с возможным добавлением
бильярдной комнаты и зимнего сада. Библиотека, кабинет и курительная комната могли быть объединены в одну универсальную мужскую комнату. Наверху была одна или две ванные комнаты.

Крупным поставщикам, таким как, например Хэмпто-ны, Уаринг и Гиллоу, Меплес, или Тролоуп и сыновья, поручали создание целых интерьеров. Некоторые из этих компаний позднее превратились в универмаги, другие в строительных подрядчиков или агентов по продаже недвижимости.
Для менее состоятельных были муниципальные и частные проекты многоквартирных домов, доходных домов, образцовых коттеджей и деревень. Б 1898 г. Эбенезер Говард опубликовал утопическую идею, которая позднее была сформулирована как «Города-сады будущего». Эта маленькая книга имела огромное и благотворное влияние на строительство недорогого жилья для бедных. Другой ключевой фигурой был Дж.Ст Лоу Стречи ( J. St Loe Strachey), издатель «Журнала сельского джентльмена» (The Country Gentleman Magazine), который утверждал, что проблемы уменьшение сельского населения могут быть разрешены лишь 150-фунтовыми коттеджами; эта сумма считалась максимальной, которую сельскохозяйственные рабочие могли вернуть из своей заработной платы.

Для осуществления идей Говарда и Стречи была образована Гарден Сити Компани, которая приобрела участок в Летчворте (Letchworth), Хертфордшир. Архитекторы Паркер и Энвин спланировали его. Был объявлен конкурс на строительство лучшего коттеджа за 150 фунтов. Большинство из 100 поступивших на конкурс проектов сохранились до сегодняшнего дня: от круглого бетонного проекта фирмы Кубиттс Реинфорст Конкрит (Cubitts Reinforced Concrete) до сельского коттеджа Освалда П. Мильна. Летчворт стал образцом для Хемпстед Гарден Сабэрб. Идеалы Гарден Сити (Город-Сад) были использованы практичными коммерческими строителями и сделали заметный вклад в английский пригородный ландшафт.

вверх

ЭПОХА ИСКУССТВ И РЕМЕСЕЛ

 1860 -1925

Движение «Искусства и ремесла» пыталось, учитывая неумолимую индустриализацию 19-го века, создать новую и более прекрасную окружающую среду, в которой люди смогут жить и наслаждаться изящным мастерством, достигнутым благодаря притягательным строительным материалам.

Английский критик Джон Рескин (John Ruskin) (1819 -1900 гг.) уделял особое внимание качеству средневековой архитектуры, считая образцами членов ремесленного цеха и строителей великих соборов. Рескин оказал влияние на целое поколение художников и оформителей. В том числе и на Уильяма Морриса (William Morris) (1834 -1896 гг.), который был тесно связан с движением Искусства и ремесел и принял призыв Рескина к честности материалов и мастерству. Красный дом (Red House), дом для Морриса в Бекслихите (Bexleyheath), недалеко от Лондона, 1859 г., является отправным моментом нового стиля. Его архитектором был Филип Уебб (Philip Webb) (1831-1915 гг.), повернувшийся отвысокого викторианского готического стиля к более простой народной архитектуре, основанной на старых английских коттеджах и жилых домах на фермах. Уебб построил немного домов, однако он повлиял на группу молодых архитекторов, работавших в конце 1890-х годов.

С другой стороны, современник Уебба, Ричард Норман Шоу (Richard Norman Shaw) (1831 -1912 гг.), построил много домов и практически один создал британский стиль королевы Анны, который характеризуют отделанные плитками фасады, выступающие свесы крыш и горизонтальные ленты окон со свинцовыми переплетами. Позже ему потребовалось воспользоваться творчеством Сэра Кристофера Рена (Sir Christopher Wren) и деталями фламандских городских домов 17-го века, чтобы придать более классический образ своим домам. Шоу спроектировал в конце 1870 года несколько маленьких вилл для нового «художественного» пригорода западного Лондона, названного Бедфорд парк (Bedford Park). Основные его элементы: красный кирпич, белые деревянные детали, подъезды и эркеры были быстро усвоены застройщиками и использовались на протяжении 1920-ых годов.

Стиль королевы Анны оказал чрезвычайное влияние на Соединенные Штаты Америки, где он господствовал в архитектурных обсуждениях и практике с 1870-го года. Стиль Шоу приобрел две очень явные американские черты: широкое использование дерева для облицовки гонтом веранд и декоративных деталей фасадов и новая, нестандартная планировка. Последняя отражена в поздних работах Генри Хобсона Ричардсона (Henry Hobson Richardson) (1838 - 1886 гг.). Черты стиля королевы Анны видны в Тукседо Парке (Tuxedo Park), в Нью-Йорке, построенном в 1885 г. и превосходящим по размерам Бедфорд Парк В общем, влияние ранних английских прототипов на объем и детали американского движения Искусств и ремесел, использованного в домах, сдерживалось воздействием традиционного жилищного строительства Японии. Интегрированное внутреннее пространство и преобладающие горизонтали в японских домах сильно повлияли на Франка Ллойда Райта ( Frank Lloyd Wright) (1869 - 1959 гг.).

Характер интерьеров стиля Искусств и ремесел был сформирован Уильямом Моррисом (William Morris). В 1861 г. он основал компанию, которая производила мебель, ковры, обои и текстиль. Все изготовлялось в соответствии с высокими стандартами и там, где было возможно, использовались традиционные методы и материалы. Например, настоящие обои Морриса с растительными и готическими мотивами, печатались ксилографией с использованием натуральных красящих веществ. (Может ввести в заблуждение то, что существовала другая коммерческая фирма под названием "Уильям Моррис Компани", которая также работала в Лондоне, принадлежала тезке и однофамильцу великого дизайнера и производила металлические изделия в стиле движения Искусств и ремесел).

С 1870-х годов интерьеры движения Искусств и ремесел все больше подпадали под влияние течения, близкого по вкусам и декору, названного Эстетическим движением. Красота и мастерство были центральными доктринами и для принципов Искусств и ремесел, но возросший интерес к экзотическим стилям и формам и наличие многочисленных меценатов придало Эстетическому движению более изысканные качества. Было две главные стадии движения. Интерьер 1860-х и 1870-х годов использовал богатые приглушенные цвета и плотную компоновку узоров, которые дополняли современную Пре-Рафаэлитскую школу (Pre-Raphaelit) живописи. Восточный фарфор, привлекавший особое внимание коллекционеров, появился в огромном количестве. С 1880-х годов этот стиль стал казаться слишком громоздким, и большая простота появляется в работах Шоу (Shaw) в Британии, Салливена (Sullivan) и Стенфорда Уайта (Stanford White) (1853 - 1906 гг.) в Соединенных Штатах Америки. Стены и потолки Уайта придают чувство пространства комнатам, которые особенно в Америке черпали вдохновение на Востоке.

Переход от раннего к позднему стилю Искусств и ремесел можно увидеть в работах американского архитектора Уилсо-на Ейре (Wilson Eyre) (1858 - 1944 гг.), который отдавал предпочтение народным формам и открытым планам. Он восторгался ранними английскими архитекторами, такими как Ч. Ф. Э. Войси (C.F.A. Voysey) ( 1857-1941 гг.) и М. X. Бейлли Скотт (М.Н. Baillie Scott) (1865-1945 гг.). Длинные невысокие дома с простыми формами, построенные Войси, оживлялись приятными деталями, такими как его характерные мотивы в виде сердца. Британские архитекторы начали работать для принципиально нового клиента, скромного, но npq7cneBaiomero бизнесмена или образованного человека, который хотел нечто среднее между хваленым помещичьим домом и простым загородным домом в Бедфорд Парке. Таких заказчиков поощряло английское периодическое издание «Студио» (The Studio), впервые вышедшее в 1893 г. и повлиявшее на архитектуру по обе стороны Атлантики.

Самой выдающейся фигурой конца периода британского движения Искусств и ремесел являлся Сэр Эдвин Лютиенс (Sir Edwin Lutyens) (1869-1944 гг.), который мог применять несколько простых элементов, добиваясь поразительных и оригинальных эффектов. Его первые дома имели фахверковые конструкции, но позднее он повернулся к классическим элементам, предпочитая устоявшиеся традиции все более абстрактным экспериментам современников. Конец периода Искусств и ремесел в Соединенных Штатах ознаменовался возвратом к исходным принципам Движения, выражая их более современным образом.

Густав Стиклий (Gustav Stickley) в своих публикациях «Крафгсмен» (The Craftsman) (1901 -1916 гг.), пропагандировал холистический вид жизни, где дом работал как гармоническая единица. Мастерство использовалось для демонстрации качеств естественных материалов. Чарльз и Генри Грины (1868-1959 гг., 1870-1954 гг.), которые работали как компания Грин энд Грин в Калифорнии, создали замечательнейшие просторные дома, применяя самые красивые сорта дерева и лучшие виды столярно-отде-лочных работ. В своих поисках идеального жилого пространства можно проследить линию от Ричардсона к Грину энд Грину и к величайшему американскому архитектору 20-го века, Франку Ллойду Райту (Frank Lloyd Wright).

вверх

СОВРЕМЕННАЯ ЭПОХА

 С 1975

1970 годы — плодотворный и в то же время бурный период в развитии архитектуры, когда была утрачена вера в модернизм и начались поиски новых архитектурных решений, В Великобритании основной причиной разочарования являлась неспособность послевоенных приверженцев модернизма придерживаться своих идеалов в дизайне жилых зданий. Финансируемое государством жилищное строительство предоставляло архитекторам того времени больше заказов, в отличие от частных лиц. Но использование механизированных методов строительства для ускорения постройки домов давало лишь кратковременную экономию, поскольку зданиям требовалось дорогое техническое обслуживание, при этом наружное оформление зданий становилось причиной роста актов вандализма.

На территории всего Западного мира начался важный этап по сохранению старинных зданий, который нашел отражение в декларации 1975 года как Год европейского архитектурного наследия. В 1976 году, в год 200-летней годовщины Американской революции, в Соединенных Штатах был принят Закон о налоговой реформе, который поощрял реставрацию старинных зданий. Это оказало влияние на государственный и частный секторы.

Дизайн интерьеров отражал возобновление интереса к истории, и в их декорировании присутствовало много исторических деталей. На протяжении 1950-60-х гг. английский декоратор Джон Фаулер выпускал серию работ «Взгляд на английский загородный дом», и они порождали имитации даже спустя много лет после его смерти, достигнув апогея популярности в 1980-е годы.

Такой вид декора выделяли многочисленные драпировки и мебель в георгианском стиле, и с момента возрождения в 1890-х гг. никогда полностью не выходил из моды. Однако сегодня подобный дизайн отличает пышное разнообразие, с появлением общественных субкультур, таких как скауты Слоана, «золотой» молодежи (выпускников элитных университетов), the Yuppies и более продвинутых законодателей моды, например «Новых Георгианцев»,

Наряду с этим направлением в дизайне наблюдается более «точный» возврат к прошлому, во главе которого в Великобритании стоит Куинлен Терри, последователь одного из наиболее искусных архитекторов классического стиля предыдущего поколения Реймонда Эрита (умер в 1973 г.). Загородные резиденции, построенные по проекту Терри, в том числе дом в Кентукки, были более вычурными, чем дом работы Эрита, отражая растущую самоуверенность богатых покровителей архитектуры 1980-х гг.; он предпочитал тщательно продуманный классический декор.

Леон Крайер, родом из Люксембурга, но живший в Лондоне, был связан с европейским направлением традиционного урбанизма, и, рассуждая о возврате к простоте национальных традиций, все больше склонялся к классическому стилю. В 1978 году Крайер начал составление строительных нормативов для небольшого нового частного городка Сисайд во Флориде. Сюда входил перечень основных правил о размерах и расположении домов на участках для соответствия социальным принципам. Американцы лелеяли надежду, что эти нормы помогут вернуть такие простые радости, как английская терраса в георгиан-ском стиле, четко спланированные улицы с отдельно стоящими деревянными домами с крылечками, как в Чарльстоне и других южных городках.

В 1990-е годы такой строительный регламент пропагандировался движением «Новый урбанист», и благодаря этому экономика свободного рынка позволила обеспечить необходимый контроль за планировкой домов. После коммерческого успеха Сисайда (где в соответствии с вышеуказанными нормами построли несколько зданий в стиле модернизм) это начинание было с радостью подхвачено.

В 1987 году принц Уэльский совместно с Леоном Крайе-ром начал проектировать аналогичный Сисайду городок в Паундбери, графство Дорсет, постройка которого началась в середине 1990-х, с его аккуратными «традиционными» домами, тесно прилегающими друг к другу на живописных извилистых улочках, скорее европейских, чем британских по своему внешнему виду.

После публикации в 1975 году статьи «Расцвет архитектуры постмодернизма» ее автор, англо-американский критик Чарльз Дженкс, в 1976 году написал целую книгу, благодаря которой постмодернизм стал общепринятым стилем. По мнению Дженкса, термин «постмодернизм» включал в себя любое отклонение от строгого модернизма. Идейными вдохновителями этого направления стали такие теоретики архитектуры, как Роберт Вентури и Майкл Грейвз. В Англии же архитекторы нового поколения, например Пирс Гоф и Джереми Диксон, вынужденные работать на коммерческих застройщиков, когда политика Маргарет Тэтчер привела к почти полному разрушению государственного сектора, создавали свежие и оригинальные современные варианты лондонских террас.

Когда принц Уэльский в 1984 году впервые публично проявил свое недовольство современной архитектурой, он обнаружил большое количество сторонников. В результате многие архитекторы почувствовали шаткость своего положения и ушли в тень для защиты своих профессиональных интересов. Тем не менее в Великобритании движение «Хай-тек» под предводительством Ричарда Роджерса, Нормана Фостера, Николаса Гримшо и Майкла Хопкинса все так же носило черты модернизма, хотя немаловажным было и то, что все эти архитекторы избегали обнажения бетонных конструкций в своих постройках из-за его низкой популярности. Вместо этого они использовали металлические конструкции, отдавая дань легким калифорнийским проектам и обнажая как можно большее количество металлических структур и вспомогательных элементов.

В Соединенных Штатах также наблюдалось аналогичное отрицание модернизма, лидером которого был знаменитый архитектор Филип Джонсон, приложивший в 1930-е гг. столько усилий для процветания этого стиля. Хотя знаменитый Гласе Хаус Джонсона был построен в Нью-Канаане, штат Коннектикут, 1949 г., в строго модернистском стиле, его более поздние постройки в том же месте несли все больше черт постмодернизма. Архитекторы «Нью-йоркской пятерки», в том числе Питер Айзенман, Чарльз Гуотми и Ричард Мейер, чьи ранние работы изображены на иллюстрациях в предыдущей главе, закрепили свою репутацию мастеров, создававших в стиле, промежуточном между модернизмом и постмодернизмом, отражая общий настрой других представителей своего поколения. Американские архитекторы игнорировали пример Фрэнка Ллойда Райта и маскировали конструкции создаваемых ими зданий,

хотя Барт Принс, работавший вместе с бывшим помощником Райта Брюсом Гоффом, продолжил нестандартные идеи Райта при создании деревянных домов.

На примере дома, построенного по проекту Фрэнка Гири в Санта-Монике, 1979 г., можно увидеть, как простое начинание, в данном случае модернизация архитектором своего дома, приводит к изменению целого архитектурного направления. Явно случайное сочетание архитектором Гири дешевых строительных материалов, идущее от постмодернизма, привело к появлению современного направления «Деконструкции», в котором архитектура является средством художественного выражения, а функциональность часто является менее важной, чем форма.

К середине 1990-х гг. вновь возрождается интерес к модернизму, и дом, построенный компанией «Фьюче системе» в Айлингтоне, 1994 г., стал чуть ли не национальным событием. Новое поколение покровителей архитектуры, по-видимому, стремится к экспериментам в современном дизайне, и, как и в 19б0-е гг., такие заказы часто достаются молодым архитекторам, желающим завоевать общественное признание. Однако до сих пор оставалось проблематичным получить разрешение на строительство современных зданий, поскольку при их создании необходимо было учитывать архитектурный облик уже существующих построек. Один из наиболее оригинальных архитекторов Джеймс Горст, работавший в 1990-е гг. по частным заказам, в начале десятилетия создавал работы в классическом стиле, а в конце 90-х построил дом в Глиб Плейс, Челси, в стиле движения Искусства и Ремесла, выбрав этот стиль отчасти из-за того, что его клиенту не пришлось обращаться за разрешением в высшие инстанции.

Постепенно архитекторов во всем мире стал все больше заботить тот факт, что владельцы домов, потреблявших наибольшее количество энергии, должны изменить своим привычкам и установить собственную систему отопления, освещения и вентиляции с минимальной выработкой углекислого газа. Кроме того, требовалось сократить использование невосстановимых природных ресурсов, как в форме сырья, так и в виде органического топлива, необходимых для производства стали, стекла, алюминия и цемента. Когда в 1972 году был опубликован отчет Римского клуба «Пределы роста», в моду вошла «зеленая» архитектура, ставшая чем-то вроде благотворительного начинания. На протяжении 1990-х гг. было собрано большое количество доказательств разрушения озонового слоя и начала парникового эффекта, вызванных накоплением углекислого газа, таким образом, тема «восполнения» природных ресурсов стала предметом споров, на которую, однако, многие архитекторы обращали внимание только на словах.

В Великобритании архитектор Билл Данстер, проработавший несколько лет под началом Майкла Хопкинса, стал одним из ведущих представителей компании «Зеро (Фос-сил) энерджи дивелопмент» (Zero (Fossil) Energy Development; ZED).

В начале своего творческого пути он построил дом для своей семьи, в котором продемонстрировал возможность использования слоеных масс (тонких стен), солнечного света (попадающего через окна и застекленные крыши) и высококачественных изоляционных материалов для уменьшения затрат энергии на обогрев при одновременном улучшении комфорта. В своей планировке дома в Беддингтоне, Суррей (BedZED, построен по заказу компании «Пибоди траст» в 1999 году), архитектор переносит эти идеи на строительство новых зданий, пригодных для продажи и сдачи в аренду. Везде, где возможно, используются отходы производства, и почти все материалы привозились поставщиками с расстояния не далее 40 км, чтобы сократить энергетические расходы на их перевозку. Житель такой постройки, как BedZED, при большом усилии может сокрить свое «насилие над экологией» (уменьшить количество необходимой ему земли для удовлетворения потребностей) втрое.

В последние годы в Великобритании резко поднялись цены на дома, поэтому для снижения цены строительства архитекторы снова обратились к сборным конструкциям. В Японии строительством домов занимается автокомпания «Тойота», в Швеции тем же занимается мебельная компания «ИКЕА».

Пример по Великобритании — адаптация контейнеров для жилья, что можно видеть в красочном Контейнер Сити II в Восточном Лондоне, построенном компанией «Урбан спейс менеджмент».

Одной из разновидностей современной архитектуры является минимализм, предоставляющий большой выбор нетрадиционных решений, но идущий вразрез с принципами постмодернизма. В Великобритании он достиг пика популярности во второй половине 1990-х гг., когда почти в кавдой газетной колонке о жилье приводился очередной вариант минималистского дизайна и высказывалось недоумение, где же жители таких домов хранят свои вещи.

В этом стиле ощущалось желание богатых клиентов построить современные дома в больших городах, где они и мечтать не могли о том, чтобы найти новый, незастроенный участок; поэтому им приходилось менять интерьер уже имеющихся домов или «чердачных» помещений в старых промышленных лондонских и манчестерских зданиях, имитируя постройки Манхэттена. В интерьерах в стиле минимализм почти всегда доминирует белый цвет, стены замазаны мягкой текстурированной штукатуркой, а дощатые полы лишены покрытия. В них ощущается влияние японских традиций с их стремлением к простоте и натуральным материалам с хорошим солнечным освещением. Ковры и занавески являлись недопустимыми аксессуарами, чтобы комната могла пропускать громкие звуки, как, например, в ресторанах в стиле минимализма, спроектированных Джоном Посоном и Клаудио Си львестрином.

Благодаря своей упорядоченности, минимализм позволяет оптимальным образом использовать внутреннее пространство, Поэтому неудивительно, что в таких интерьерах современное оборудование для высококачественной аудио- и видеотехники уменьшается в размерах и становится почти незаметным, если его маскируют под другие предметы, например под картину или зеркало.

Революция в информационных технологиях 1990-х гг. и изменение структуры занятости привели к тому, что рабочий кабинет в доме стал обычным явлением. Проектировщики стали использовать оборудование и структуру помещений одновременно для «жизни и работы», в отличие от зональных разграничений предыдущих периодов. В былые времена кабинет считался полем деятельности мужчин и отделялся от суеты главных комнат. Теперь же рабочий кабинет располагается ближе к центру дома и считается его неотъемлемой частью. Такие дома по своей конструкции часто напоминают городскую мастерскую художника — высокие потолки, коридор и обилие света; такие студии также служили образцами для комнат с высокими потолками в старинных зданиях. Многоуровневые интерьеры также часто использовались для разграничения многофункциональных комнат.

Современное электронное оборудование также быстро уменьшалось в размерах, и небольшие портативные компьютеры с плоским экраном почти полностью вытеснили громоздкие мониторы с электронно-лучевой трубкой. Компания Apple является ведущим производителем, для которого компьютер служит «позиционным» товаром,

ценность которого увеличивается за счет дизайна. После разработки в 1997 году компьютера iMac с его яркими красками, компьютеры «Макинтош» компании Apple стали выпускаться в белых тонах, чтобы не выделяться на фоне минималистского интерьера.

Наружное оформление домов также становилось более непритязательным. Сложно сказать, было ли это стремлением угодить проектировщикам или это стало главным стилем архитектурной выразительности начала 21 столетия. Дом «Электра Хаус», построенный по проекту архитектора Дэвида Аджея в Уайтчепле, Лондон, 1998-2000 гг., обращен к улице абсолютно глухой стеной. Тогда как «Дёрти Хаус» (Грязный дом), 2000-2002 гг., построенный им для двух художников в Шодитче, с наружной стороны окрашен в черный цвет скользкой краской антиграффити со вставками из зеркального стекла. Пятиэтажный, полностью застекленный дом «Гэп Хаус» работы Джо Хейгана в Клерке-нуэлле втиснут на узком участке между зданиями и хорошо вписывается в окружающую застройку. Дом Элдриджа Сме-рина, построенный в заповедной зоне Хэмпстеда, напоминает большой электронный комплекс, втиснутый в пространство между двумя другими домами, а телецентр в Клер-кенуэлле по проекту Тони Фреггона выкрашен темно-коричневой краской под цвет сажи.

Недавно построенные специализированные дома отражают изменение социальной структуры семьи: раньше под одной крышей мог жить один человек, а теперь несколько семей. Минимализм — это не просто эстетическое направление; он до сих пор остается доминирующим стилем и хорошо справляется с происходящими изменениями, отчасти из-за того, что в этом стиле делается акцент на свободном пространстве и ликвидировано понятие об особом назначении дома. Архитектор Марк Гард говорит о квартире, спроектированной им в перестроенном административном здании Пайпер Билдинг в Фулхеме, следующее: «Доверие к дизайнеру означает, что конечный результат произведет ожидаемый эффект. Мы уверены, что, войдя в квартиру, вы ощутите ее внушительные размеры, вам не бросятся в глаза все пять спален в виде квадратных отсеков, предназначенных для различных целей».

вверх

 

Решение Ваших Проблем - Наша Профессия!

У Вас все Есть и Вы хотите ДОБАВИТЬ:

 

ADD Добавить Стиля!

ADD Добавить Красок!

ADD Добавить Радости!

ADD Добавить Красоты!

ADD Добавить Жизни!

ADD Добавить Света!

ADD Добавить Радуги!

ADD Добавить Тепла!

ADD Добавить Пространства!

 

ArtDuet раскрасит Вашу жизнь всеми цветами Радуги!

 

 

 

 

       В начало | Написать | Позвонить: +7910-483-69-41, +7926-263-82-84

Сopyright © 1994-2011 «АртДуэт-дизайн» Разработка и техническое обслуживание — АртДуэт-дизайн